Shatur-Gudur без границ. Панк-статья о панк-рок-группе

Новини
Рустем ХалиловQHA media
22 Березня 2019, 20:00
Рустем ХалиловQHA media
22 Березня 2019, 20:00
Рустем ХалиловQHA media

В феврале известная крымскотатарская панк-рок группа Shatur-Gudur выпустила свой второй альбом КПВВ SINIRLAR HAYIR (в переводе: счастливых границ!).

Студийный концепт группы существует с 2008-го, а в 2016-ом сформирован ее постоянный состав. Сегодня Shatur-Gudur это родные братья Джемиль и Сулейман Мамутовы (первый отвечает за бас, второй за ударные и оба – за вокал), вокалист Бекир Хайбуллаев и гитарист Фикрет Идрисов. Все участники группы живут и работают в Киеве.

Название Shatur-Gudur можно перевести с крымскотатарского как “шум и гам”.

О новом альбоме КПВВ SINIRLAR HAYIR устами самих музыкантов

Альбом получился жирный, yağlı.



Выбор песен для альбома и выстраивание их порядка практически не обсуждалось внутри группы, точнее эти обсуждения прошли слишком легко, быстро и незаметно. В целом выбор песен - ода нашему коллективному эгоизму, поскольку слушателю предоставлена лишь одна авторская песня Luğat. Остальные композиции представлены народными песнями в новой аранжировке, поскольку нам очень хотелось услышать эти песни в таком стиле и звучании. В качестве бонус трека - попытка придать музыкальную жизнь литературному произведению Усеина Шамиля Тохтаргъызы "Пара". Интересно, что в условиях такого недолгого размышления над порядком песен, смысл общей картины выстроился сам, без нашего намерения.

Yosmam

Песня говорит о трагедии несчастной и навязанной любви. Ситуация, хорошо известная всем къырымлы и актуальная сегодня.

Soyletme

Народная песня о настолько великом горе, о котором тяжело говорить, и что важно – которое никто не видит и не слышит. Это аллюзия на текущую ситуацию къырымлы, в первую очередь, на международной арене.

Luğat

В песне двуязычный текст и попытка донести некоторые внутренние переживания и чувства, поскольку никто их или не слышит, или не понимает.

Uçma

Народная песня, где каждый сам при желании найдет свой смысл: либо прямой, либо переносный.

Ural

Достаточно символичная песня, написанная репрессированными еще до депортации къырымлы, которая недвусмысленно намекает, что все в результате вернется на свое место. Кто-то домой - в Крым, а кто-то на Урал.

“Kerek para”

Джемиль в последний момент сделал мелодию на стихи Усеина Шамиль Тохтаргъазы: прогрессивного крымского поэта, творившего в начале 20 века, активного борца с безграмотностью, невежестом и мракобесием. Стихотворение было написано в 1910 году. Оно было настолько прогрессивным для своего времени, что могло стать одним из фактором смерти Тохтаргъазы (в 1913 году поэта убили).

Это песня заметно отличается от остальных. Она полностью электронная.

О том, как Shatur-Gudur попали в Википедию
Сулейман: Информацию о нас разместил один из львовских активистов украинской Википедии. Ему понравилась наша музыка – он ее услышал во время нашего выступления на львовском фестивале. Хотите верьте, хотите нет, но это было не по нашему запросу ни разу. Я сам был удивлен. Когда я увидел ссылку, я тут же захотел отправить ее маме. Я благодарен этому человеку. Сами мы бы никогда этого не сделали.


– Почему вы не занялись музыкой на профессиональной основе, чтобы зарабатывать этим на жизнь?

Джемиль: Я пробовал, мне не понравилось. Зарабатывал нормально, но меня утомили постоянные поездки. Все превращается в рутину и музыка потом не приносит удовольствия. Наша группа – это эмоциональный выхлоп, какая-то терапия.

Сулейман: Ценность этой деятельности пропадает, когда начинается рутина. Я как-то играл в другой группе инди-рок, мы поехали в турне всего на неделю. Я реально выдохся.

Бекир: Когда я приходил, мне Джем так и говорил, что это тусовка больше, круг семьи. Это как мафия, грубо говоря.

Тогда сколько еще просуществует группа? Пока все не уйдут в работу?

Бекир: Пока кто-то не умрет наверное. Хотя вокалиста легко заменить. (смеется)


– В теории панки отличаются эпатажным имиджем. О вас такого не скажешь.


Джемиль: Если бы вы меня встретили 15 лет назад, всё это было бы. У меня были дреды и крашеные волосы. Я за всех отходил.

– Кто вы сейчас?



Джемиль: В первую очередь люди, которые просто занимаются своим делом и социально активны.

Сулейман: Мы типа уже слишком старые для такого трушного панка.

Бекир: Когда-то Джем сказал правильно: мы просто рок-звезды.(снова смеется)


Участники группы характеризуют друг друга

БЕКИР

Обязательный. Твердо знает, чего хочет. Редко бывает, когда люди хотят заниматься музыкой и за короткий срок понимают, что им нужно для своего развития. А вот Бекир сразу понимает, что ему нужно.

ДЖЕМИЛЬ

Он импульсивный, эмоциональный, гений в плане творчества. Он ненавидит несправедливость. Он невероятно искренний и честный.

СУЛЕЙМАН

Очень мощный барабанщик и надежный человек. Возможно, самый серьезный из нас. Профессионал своего дела.

ФИКРЕТ

Немногословен. Обладает хорошим чувством юмора. Всё, что ему интересно, изучает до деталей.

О песне "Смачний плов на районе"

Джемиль: У меня друг работал торговым представителем в Николаевке в хорошие для Крыма годы. И вот он как-то говорит мне: “Представляешь, видел человека, который продает плов и кричит: “Смачный плов на районе!” Позже я сам увидел этого человека, поел его плов, рассказал об этом Сулейману. А он после этого выдал текст.

Сулейман: Я написал текст страницы на полторы, но Джемиль выкинул 70%.



Благодаря клипу к песне  “Qish'93”, созданному для участия в конкурсе MeydanFM в 2012 году, многие крымчане впервые узнали о существовании Shatur-Gudur.



О самом большом заработке в истории группы

Сулейман: Как-то мы заработали по сто долларов на каждого. Это было во Львове.


– Сколько стоит позвать вас на корпоратив?

Сулейман: Последние несколько концертов были за ноль копеек гонорара, поэтому трудно сказать.

– Сколько денег у вас съедает увлечение музыкой?





Сулейман: Мы постарались максимально минимизировать расходы на создание альбома. А вообще это в минус идет.

Бекир: В плюс идет настроение.

Джемиль:  Это как житейские траты. Я, например, штаны покупаю не дорогие, а в секонде, поэтому иду и репетирую себе спокойно.

Сулейман:  Средняя стоимость альбома две с половиной – три тысячи гривен за счет того, что мастерить помогает наш близкий друг. А вот репетиции если в год мы посчитаем, это будет сопоставимо, наверное, с обслуживанием какой-то средней машины.

Бекир: Если бы не репетировали, мы бы тратили эти деньги на другие увлечения, а так мы их вкладываем в свое удовольствие и настроение.


Последний концерт, на котором были

Сулейман:  Radiohead

Джемиль: Prodigy

Бекир: IAМX

Кто чем занимается в жизни

Сулейман:

Я работаю в международной гуманитарной неправительственной организации, координирую проекты по предоставлению бесплатной юридической помощи.

Джемиль:

Я коммуникационщик, pr-менеджер.

Фикрет:

Занимаюсь графикой.

Бекир:

Мое направление работы: музыкальное оформление для бизнеса правовое.


– В декабре 2018-го QHA media подводили итоги для крымскотатарских музыкантов и получилось, что удивили-то в основном либо те, кто приехал на полуостров недавно, либо те, кто сейчас в Крыму не находится. Почему так могло получиться?

Сулейман: Моя версия очень субъективна. Когда появляется атмосфера максимального сжатия и отсутствия свободы, нельзя рассчитывать, что творчество будет шагать вперед. Пусть меня простят мои соотечественники, я не очень верю в развитие культуры сейчас на полуострове. Возможно что-то минимально поддерживать, чтобы оно не исчезло, а вот говорить о развитии нельзя.

Джемиль: И вся эта ситуация отбивает желание заниматься музыкой постоянно, потому что это кажется чем-то несерьезным и мелочным.

– Однажды в интервью вы сказали, что концепт Шатура направлен на поднятие социальных проблем внутри крымскотатарского народа. О каких проблемах может идти речь?

Джемиль: В первую очередь, это проблема языка. Мы пели на крымскотатарском, поднимали эту проблему.

Сулейман: У нас есть песня “Ne tesir ete”. Она о человеке, на которого сваливаются беды, он теряет какие-то вещи и во всем винит Меджлис. Наверное, это было зарождение антипопулистического крымскотатарского панк-рока.


Если бы участникам группы предстояла долгая дорога, а в телефон помещался только один альбом, какой бы они закачали?

Сулейман: Radiohead “OK Computer

Джем: Бек Хэнсен “The Information”

Бекир: IAМX “The Alternative”

Фикрет: Green day “Dookie”

Комментарий Джемиля: «И ни один из нас не взял крымскотатарский».