В принципе, назначения в строительной сфере и их очевидная тенденция «под Кабанова», на первый взгляд, выглядят логично – новый чиновник формирует команду «под себя». Но это только на первый взгляд. Потому как отставка «министра» Кононова – это прямой удар по интересам многолетнего начальника Кононова в бизнесе – основателя корпораций «Консоль» и «УкрРосБуд», нынешнего «главы госсовета Крыма» Владимира Константинова. Собственно, не будет преувеличением сказать, что еще с 2006 года министерство строительства и архитектуры АРК, а после 2014-го – это же ведомство в составе оккупационной власти было безраздельной вотчиной Константинова и «Консоли». Собственно, «министр» Кононов – один из долгожителей «правительства» Аксенова – свой пост он занимал четыре с небольшим года, с осени 2014-го, причем оставался в стороне от каких-либо скандалов, несмотря на всю специфичность отношений и бизнеса в строительной сфере. Конечно, такая стабильность объяснялась поддержкой Константинова. Деятельность же «министерства» проходила исключительно в русле интересов «Консоли», сумевшей благодаря российским бюджетным госзаказам поправить свое неутешительное финансовое положение в 2014-м.
Что же произошло? Мы уже отмечали в публикациях QHA, что 2019-й – предвыборный год для всех «руководителей» оккупированного региона. И у двух ключевых политиков Крыма сегодня – Аксенова и Константинова – разное видение нового состава «госсовета», соответствующих квот в списке «Единой России» и в составе «совета министров» вообще. Точнее: Аксенов в принципе не видит смысла этих квот, оттого и заявляет о необходимости «тотального обновления» депутатского корпуса. Идея «главы Крыма» понятна: копируя тактику Владимира Путина под разговоры об «омоложении», Аксенов хочет провести во власть абсолютно технических персонажей, которые будут еще более универсальными «кнопкодавами» и исполнителями в «министерствах» без какой-либо инициативы и авторитета. Тем более, что судьба Аксенова после сентября 2019-го – загадка и для него самого, а потому оставить после себя выжженное кадровое поле – тоже вполне понятная логика.
И ключевое: для Константинова места в этой «схеме Аксенова» нет. Насколько известно, в кулуарах активно обсуждается вопрос о том, что Владимир Андреевич осенью 2019-го может покинуть пост «главы госсовета» и переехать в Москву «сенатором» на место Сергея Цекова, а последний – завершит свою политическую карьеру как раз «спикером госсовета», что является куда более комфортным для Аксенова. Такой вариант, как говорят, вполне устраивает и самого Константинова – используя статус в Совете Федерации он сможет расширять свои бизнес-проекты на другие регионы РФ, то есть – увеличивать свое материальное благополучие. Однако, вариант «сенаторства» для Константинова – все же «запасной аэродром».
А вот «голубой мечтой» Константинова является как раз пост «главы республики». Собственно, об этом также неоднократно писалось: формально будучи первым лицом АРК в 2010-2014 годах как глава Верховной Рады Крыма, Константинов был вынужден уступать первенство «донецким» ставленникам Василию Джарты и Анатолию Могилеву. Первый из них вообще не брал в расчет интересы «крымской» части «регионалов» и наводнил Совмин АРК своими партнерами и коллегами с Донбасса. А второй, хоть формально и старался соблюдать баланс, однако цепко держал все нити управления регионом в своих руках. В 2014-м Константинов думал было, что удача улыбнется ему – и он таки станет «главой республики» (причем, насколько известно, Владимир Андреевич не претендовал даже на совмещение этой «должности» с руководством «советом министров»), но аппаратные игры сложились в пользу Аксенова.
Сейчас для Константинова открывается последний реальный шанс таки стать «главой Крыма»: управленческие способности и кадровая политика Аксенова уже стала ясной всем – ее провал очевиден как в Крыму, так и в Москве. Перспективы же, а главное – аргументы для сохранения Аксенова на должности на второй срок – крайне умозрительны и не подкреплены реальными позитивными результатами. Арест Виталия Нахлупина, более двух лет бывшего ключевой фигурой команды Аксенова (и, кстати, перебежчиком от Константинова), собственно, был явным «звоночком» для самого Аксенова. На этом фоне Константинов развил достаточно активную деятельность – его выдвиженка и экс-«первый зам главы госсовета» Наталья Маленко стала «главой администрации Симферополя», таким образом замкнув руководство столицей региона в руках людей Константинова.
Более того, выборы в 2019-м от «Единой России» будет курировать близкий к Константинову «депутат Госдумы РФ» Константин Бахарев. Сама партийная организация давно под контролем Константинова, который и занимает должность «секретаря» в ней. На «конференции» в ноябре Аксенов вообще отсутствовал на заседании. Состав делегации «крымской организации» на съезде партии в декабре в Москве можно назвать «константиновско-цековским» (сам Константинов и Цеков, Андрей Козенко и Владимир Бобков, и более мелкие партийцы местного уровня). Собственно, «аксеновским» в ней можно считать только разве что «депутата Госдумы» Михаила Шеремета. Да и отсутствие Аксенова на общей фотографии с делегацией говорит о многом. Кстати, а что мешает Константинову и Цекову «дружить против Аксенова» вместе, разделив в 2019-м посты «глав республики и госсовета»?
Собственно, расчет Константинова прост: показать себя эффективным менеджером в предвыборный год и на примере Симферополя, и в ходе партийной кампании, особенно на фоне повышения налогов, пенсионного возраста и роста цен на топливо. Грубо говоря, Москве будут подаваться сигналы: смотрите, на кого надо реально делать ставку, и кто обеспечит стабильность и предсказуемость в Крыму после 2019-го. К тому же, Константинов не будет и против идеи разделить должности «главы республики» и «председателя совета министров», что позволит Москве поставить на последнюю своего человека, который и будет непосредственно контролировать расходование федеральных бюджетных средств. Аксенов такому разделению препятствует и выступает категорически против него с 2015 года.
Кстати, в практике российских регионов пример, подобный Константинову, есть: нынешний губернатор Красноярского края Александр Усс 19 лет (!) до 2017 года был главой местного Заксобрания, несколько раз он пытался стать главой региона, но его обходили либо более харизматичный генерал Александр Лебедь, либо – миллиардер Александр Хлопонин. В итоге, вожделенный пост Усс получил в 62 года, сначала как и. о., а потом – и избравшись на выборах в сентябре 2018-го. Так что, Владимиру Константинову есть с кого брать пример. И ему тоже сейчас 62 года…