Активисты #LIBERATECRIMEA уже два месяца следят за темой Крыма в предвыборной риторике кандидатов в президенты. Вот, что они обнаружили

Публікації
Дар'я Комарницька
12 Березня 2019, 17:53
Дар'я Комарницька
12 Березня 2019, 17:53




Татьяна Иваневич,
QHA media

На этой неделе кандидаты в президенты Украины, чья позиция по Крыму либо вообще не озвучена, либо допускает сотрудничество с Россией могут получить «черные метки». Разослать их собираются активисты общественного движения #LIBERATECRIMEA. Уже второй месяц общественники проводят кампанию «Кандидат, скажи, чей Крым?» Недавно завершился ее второй этап, на котором отслеживалось - как сочетаются программные цели в отношении Крыма и риторика кандидата в президенты во время избирательной кампании.

Отмолчавшиеся и проболтавшиеся

Предварительно в черный список внесли 9 кандидатов: Юрия Бойко, Олега Ляшко, Александра Вилкула, Александра Соловьева, Александра Мороза, Юрия Кармазина, Сергея Каплина, Виктора Бондаря, Евгения Мураева (на сегодня Мураев уже снялся в пользу Вилкула).

В заявлениях Бойко, Вилкула, Кармазина, Мураева активисты нашли признаки ретрансляции российской риторики о том, что Украина должна возобновить поставки воды, электроэнергии, продукции в оккупированный Крым. При этом, выступая перед избирателями с предложениями возобновить подачу воды и электрики на полуостров, эти кандидаты избегают конкретики – как это будет реализовано на практике.


Кандидат в президенты от Оппозиционного блока Александр Вилкул на встрече с избирателями Херсонщины пообещал возобновить экономические связи с оккупированным Крымом. «Став президентом, в первый месяц я дам в Крым воду и восстановлю все экономические отношения, и восстановлю поезда, и поезд будет ходить на Симферополь», - заявил Вилкул своим сторонникам.


Однако прежде чем рассылать черные метки в #LIBERATECRIMEA решили все же уточнить позицию кандидатов и разослали официальные письма с просьбой ответить на вопрос: с кем кандидаты планируют заключать договора - с оккупационной властью или с фирмами, которые зарегистрированы оккупационной властью в Крыму?

- Мы официально задаем им вопрос «С кем вы будете коммуницировать? С оккупантами?!» Ну так признавайтесь в этом. Если они планируют заключать эти договора по подаче воды и электроэнергии и продуктов питания с оккупационной властью, то это по сути признание аннексии Крыма, - говорит активист движения, глава правления Крымскотатарского ресурсного центра Эскендер Бариев.



Энергетическая блокада
В конце 2015 года Украина и Россия не продлили договор на поставку электроэнергии в Крым. Камнем преткновения стало то, как в договоре будет упоминаться Крым: как территория Украины или России. В РФ не согласились на формулировку «АР Крым. Украина», и с 1 января 2016 года поставка электроэнергии с материка на оккупированный полуостров была прекращена.






Вторая категория претендентов на «черные метки» - пять кандидатов, которые отмалчиваются и предпочитают обходить крымскую тему стороной. В их программах просто нет информации о Крыме, они не отреагировали на официальное обращение #LIBERATECRIMEA с просьбой пояснить свою позицию по Крыму, и в своей риторике они не поднимают крымскую тему. Речь идет о Ляшко, Соловьеве, Морозе, Каплине и Бондаре.

«Олег Ляшко в 2014 году собирался с вилами заходить в Крым, но уже в 2019 году почему-то он ни в программе, ни в своих публичных выступлениях о Крыме ничего не говорит», - напоминает Бариев.

Ответа от кандидатов общественники ожидают до 15 марта. Если он не будет получен, в #LIBERATECRIMEA рекомендуют избирателям не отдавать за них свой голос. Вручать «черные метки» планируют либо на публичных выступлениях кандидатов, либо возле их штабов.

Странности «крымской предвыборной кампании»

Отсутствие упоминаний о Крыме, обтекаемость формулировок в программах и выступлениях объясняется несколькими причинами. Кандидаты пытаются избежать конкретики, дабы не оттолкнуть определенную электоральную группу. Кроме того, многие строят риторику на популярных и понятных темах, которые, по их мнению, больше волнуют рядовых украинцев: на социальных, экономических, энергетических проблемах.

Крымские общественники видят в таком подходе серьезную опасность, поскольку тема Крыма тонет в популизме, кандидаты смешивают права и обязанности различных ветвей власти и размывают у избирателя представление о задачах непосредственно президента, отмечает Эскендер Бариев.

- Понятно, что эти кандидаты играют на электоральном поле, но важно чтобы электорат понимал, что вопрос газа – это не прерогатива президента – это прерогатива правительства и парламента. А вопрос деоккупации Крыма – это прерогатива президента, как и вопрос внешней политики, обороноспособности нашего государства.

Не обходится и без курьезов. Так некоторые кандидаты ссылаются на  существующие в программе ограничения по количеству символов, из-за которых они не смогли упомянуть все актуальные темы, включая, Крым. При этом, чтобы вкратце осветить вопрос Крыма вполне хватило места и Петру Порошенко, и Юлии Тимошенко, и Игорю Смешко, и Анатолию Гриценко, а Виктор Кривенко даже сумел двумя предложениями четко обозначить свою позицию в реализации конституционных прав крымскотатарского народа.

Есть и группа кандидатов, которые либо уверены в собственном проигрыше, либо надеются, что «кривая вывезет» и проблемы будут решаться по мере поступления уже после вступления на президентскую должность. Такие претенденты даже сами для себя не могут четко сформулировать не только крымскую повестку дня, но и в целом задачи президента как такового. Как правило, это так называемые «технические» кандидаты.

«Даже общаясь через социальные сети с определенными кандидатами ты понимаешь, что этот человек абсолютно не понимает – куда он баллотируется и чего он вообще хочет», - с сожалением констатирует Бариев.


Крым не входит в топ-5 тем, о которых говорят кандидаты, и в риторике большинства кандидатов вопрос деоккупации Крыма фигурирует частично.

По данным #LIBERATECRIMEA, Крым не прозвучал в выступлениях у 18 кандидатов в президенты: Геннадия Балашова, Ольги Богомолец, Виктора Бондаря, Александра Ващенко, Николая Габера, Дмитрия Гнапа (снял кандидатуру), Юрия Деревянко, Василия Журавлева, Владимира Зеленского, Сергея Каплина, Ильи Кивы, Аркадия Корнацкого, Олега Ляшко, Александра Мороза, Юрия Тимошенко (снял кандидатуру), Александра Соловьева,  Игоря Шевченко, Александра Шевченко.

Среди основных претендентов на выход во 2-й тур чаще всего о деоккупации Крыма упоминают Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Среди кандидатов с более низкими рейтингами – Роман Бессмертный и Валентин Наливайченко.

Вопрос защиты коллективных прав крымскотатарского народа так или иначе осветили четыре кандидата – Виктор Кривенко, Андрей Садовой (снял кандидатуру), Роман Бессмертный, Дмитрий Добродомов (снял кандидатуру). О защите прав человека в аннексированном полуострове говорил Петр Порошенко.


Статус Крыма: непонятное – не трогать?

Кандидаты не пытаются заглядывать в такие дали, как урегулирование статуса Крыма и крымскотатарского народа после деоккупации. И в большинстве своем стараются избегать конкретики в вопросе создания крымскотатарской национально-территориальной автономии. Возможно, боятся настроить против себя определенную часть украинских избирателей.

О своей позиции в поддержку автономии ранее заявлял действующий президент Порошенко. Среди остальных кандидатов свое в целом позитивное отношение к крымскотатарской автономии высказал Виктор Кривенко.

В то же время, Эскендер Бариев отмечает, что многие кандидаты не могут четко сформулировать свою позицию относительно статуса Крыма из-за элементарного непонимания сути такой категории как «коренной народ» и тех прав, которыми он обладает. Впрочем, недостаточно осведомлены в этом вопросе не только в политическом истеблишменте, но и в экспертной среде. А непонимание продуцирует сомнительные предложения. К примеру, кандидат Виталий Куприй прямо выступил против автономии, заявив, что превратит Автономную Республику Крым в область, но даст квоту для крымских татар как для коренного народа в областном совете в 50%. «Такой подход говорит о том, что у данного кандидата нет понимания категории «коренные народы», - комментирует Бариев.

В #LIBERATECRIMEA  уверены, что изменение статуса Крыма – это инструмент для его деоккупации и восстановления целостности унитарного украинского государства, и это тот месседж, который кандидаты должны донести своим избирателям.


Эскендер Бариев:
Закладывание в Конституцию Украины в 1996 году Автономной Республики Крым как автономии по территориальному принципу – это было закладывание мины замедленного действия и предпосылки к тому чтобы на территории Украины начали заявлять о неких ЛНР-ДНР, Бессарабской, Харьковской и прочих «народных республиках». Поэтому нам в первую очередь надо привести в порядок Конституцию. Не может быть в унитарном государстве территориальной автономии. В унитарном государстве может быть только национально-территориальная автономия, с учетом того, что на этой территории проживает коренной народ, у которого нет  другой государственности и который должен иметь специфическое право в рамках международного права на сохранение и развитие своей культуры, обычаев, потребностей, а также в реализации своего права на самоопределение в составе унитарного государства.


#LIBERATECRIMEA – это международное гражданское движение за деоккупацию Крыма и солидарность с крымскотатарским народом. Кампания «Кандидат, скажи: чей Крым?» была представлена ​​27 декабря 2018 накануне старта избирательной кампании по выборам Президента Украины. Она направлена ​​на мониторинг программ кандидатов в Президенты Украины на предмет наличия плана деоккупации Крыма, плана мероприятий по защите прав человека в оккупированном Крыму, а также реализации коллективных прав крымскотатарского народа в Украине.