Марат бей, расскажите, пожалуйста, об истории депортации вашей семьи. Вы говорили, что отцу было три года, когда его вместе с матерью депортировали.
Мой дедушка вернулся с фронта, но в село, где уже никто не жил, никого не пускали. Сказали, что его семья попала под обстрел. Он поселился возле Батуми, где жили грузины-мусульмане, и вскоре обзавелся новой семьей.
Отец, который вместе с матерью и другими родственниками оказался в Средней Азии, рассказывал, что в депортации приходилось тяжело. Их поселили в болотистые места. Зимой дома отапливали камышом, которые также были построены из камыша. В 50-х годах они переселились в совхозные дома. Мы проживали в учхозе (учебное хозяйство) имени Кирова в Ташкентской области Узбекистана.
Как рассказывала мать, они собирали шелуху от риса, жарили ее и ели. В том селе, куда переселили отца, жили корейцы. Он учился на корейском, затем на казахском языках, а затем еще овладел узбекским языком.
В 1990 году, когда мне было 16 лет, мы переехали в Украину в Николаевскую область. Нас поселили в сельское общежитие, а затем постепенно начали обустраиваться в домах для участников Чернобыльской аварии. Это были незаселенные дома, они состояли из голых стен и крыши — ни окон, ни дверей.
Я закончил школу там. Затем мы с братом арендовали землю и занялись овощеводством. За счет этого удалось выжить в 90-е.
Затем вы уехали учиться в Турцию?
Да, в 1997 году я по программе «Büyük oğrenci projesi» («Большой студенческий проект») отправился на учебу в Турцию. Для турок-ахыска была выделана квота — пять человек. К тому времени окончил юридический колледж в Николаеве. Первый год мы проходили курсы турецкого языка, а летом 1998 года, сдав экзамены, я поступил в Сельджукский университет в городе Конья на факультет журналистики. Проучился четыре года. Проходил практику и был стажером на главном государственном телеканале Турции – TRT.
Но после возвращения вы предпочли заниматься общественной деятельностью.
Первоначально пытался устроиться работать по профессии, но не получилось. Устроился на работу в турецкую строительную компанию и два года проработал там. После перешел на работу в другую турецкую компанию по закупке круглого леса. Параллельно с работой занимался общественной деятельностью, делами диаспоры. В 2006 году после смерти отца меня избрали главой нашей общины — Всеукраинского союза турок-месхетинцев «Ватан».
На какой срок избирают главу диаспоры?
На 5 лет. Как раз в этом году будем проводить очередные выборы.
Будете выставлять свою кандидатуру?
Да, а там уже как народ решит.
Ваша организация входит во Всемирную ассоциацию турок-ахыска. Расскажите о ней, пожалуйста.
DATÜB была создана в 2008 году. Регистрацию ассоциация прошла в 2010 году. Организация была создана решением правительства Турции за подписью 16 министров. Всеукраинский союз турок-месхетинцев «Ватан» вступила в ряды DATÜB в 2011 году.
В прошлом году я провел аккредитацию представительства Ассоциации в Украине. Сегодня DATÜB имеет офисы в девяти государствах, где проживают турки-ахыска: Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, России, Азербайджане, Турции, Украине, США и Грузии.
Председателем Всемирной ассоциации турок-ахыска является Зиятдин Касанов — выходец из Казахстана. Он крупный бизнесмен, занимается туризмом, строительством. Его должность тоже выборная. В ноябре прошлого года должны были пройти выборы главы Ассоциации, но из-за пандемии их отложили.
Какие мероприятия в Украине в этом году планируете провести?
У нас есть ряд проектов с TİKA (Турецкое агентство по сотрудничеству и координации) по сельскому хозяйству. Одним из наших планов является оказание помощи в создании теплиц для хозяйств турок-ахыска, проживающих в сельской местности.
Как известно, вузы Турции начали прием заявок на стипендиальное обучение на следующий год для абитуриентов, которые являются гражданами других стран. Заявки принимаются с 10 января по 20 февраля. Мы консультируем абитуриентов, которые изъявили желание обучаться в Турции.
В Чаплинском районе Херсонской области есть детская школа по вольной борьбе. Мы финансово поддерживаем ее, помогаем в проведении спортивных состязаний, оплачиваем поездки юных спортсменов на соревнования вне зависимости от национальной принадлежности. При помощи TİKA хотим закупить новый спортивный инвентарь.