На «крымскую сцену» выходит Сурков. Впечатлительным стоит удалиться?

Публікації
Євген БерезовськийQHA
05 Лютого 2019, 10:14
Фото: PolitInfo
Євген БерезовськийQHA
05 Лютого 2019, 10:14

Микола Карпенко
для QHA media

Похоже, «время Ч» для руководителей оккупационной власти Крыма и Севастополя приобретает реальные очертания. События и слухи минувшей недели выстраиваются в не самую приятную для них тенденцию, в логическом завершении которой вполне четко просматривается отставка Сергея Аксенова и Дмитрия Овсянникова.

Уходящая натура


Сергей Аксенов
Фото: Голос Севастополя

"...осенний «единый день голосования» в сентябре минувшего года уже показал кремлевским стратегам, что на протестное голосование в депрессивных и попросту бедных регионах граждане вполне способны".

Про напряженность в коридорах крымской «власти», начавшуюся минувшей осенью с ареста до сих не уволенного «вице-премьера совета министров Крыма» Виталия Нахлупина, написано и сказано уже немало. Основным лейтмотивом публикаций и оценок как крымских, так и российских, украинских политологов и аналитиков является констатация факта: «глава Крыма» Аксенов заметно теряет политический вес и к пятилетию начала оккупации региона подходит не как сильный лидер или «честный губернатор» (работать которым, по признанию самого Сергея Валерьевича, ему нелегко), а как классическая в политологии «хромая утка».

Не секрет, что сформировать стабильную «управленческую команду» бывшему деятелю ОПГ «Сейлем» так и не удалось, а все заметные инфраструктурные свершения, появившиеся в Крыму после аннексии де-факто сложно записать ему в заслугу. И уже набивший оскомину мост через Керченский пролив, и новый терминал аэропорта «Симферополь», и новый корпус республиканской больницы имени Семашко построены исключительно за счет Москвы и российских налогоплательщиков. А вот личный вклад Аксенова скорее и состоит в постоянной кадровой чехарде, волюнтаризме и уже сложно поддающемся подсчету количестве безответственных заявлений (как, например, во время техногенной катастрофы в Армянске осенью прошлого года или теракта в Керчи), прямом вмешательстве в компетенцию органов местного самоуправления (что подается как «административный террор» для картинки в СМИ) и тому подобных зажигательных, но абсолютно бессодержательных публичных акциях.

И все бы хорошо, но в сентябре 2019-го – «выборы». И на них придется держать ответ перед избирателями, пусть даже в руках власти и сосредоточен весь административный аппарат влияния на явку и итоги голосования. Собственно, если бы все заканчивалось на уровне и компетенции Аксенова и его «команды», то не стоит сомневаться, что результат «Единой России» в Крыму снова бы продемонстрировал одну из наиболее высоких цифр по сравнению с регионами соседней России.

Но рейтинг Аксенова – это его личное дело. И оно мало волнует людей, которые отвечают за выборы в администрации президента РФ. Вот у этих людей в 2018 году проблем прибавилось: правительство с благословения Путина повысило пенсионный возраст, подняло налоги, сквозь пальцы посмотрело и согласилось с ощутимым подражанием бензина и газа для автомобилей. Ну а за эти за всем – ясное дело, неизбежно поднимутся цены на все товары и услуги, и придется это самое подорожание именно на предвыборный 2019 год.

Кстати, осенний «единый день голосования» в сентябре минувшего года уже показал кремлевским стратегам, что на протестное голосование в депрессивных и попросту бедных регионах граждане вполне способны. Как ни сопротивлялась власть, а все же была вынуждена согласиться с волей граждан и получить двух губернаторов от ЛДПР и одного от КПРФ в Хабаровском крае, Владимирской области и Хакасии соответственно, а в богатом Приморье – пойти на открытую (причем, уже вторую и доказанную математически) фальсификацию голосования на повторных выборах для сохранения «своего» кандидата у власти.

И вот Крым, сколь бы ни трубила пропаганда о стабильности и любви жителей региона к Путину, может стать очень показательным регионом, где перед «выборами» 2019 года обнажатся все нерешенные проблемы, а мантра о том, что «зато нет войны» уже не сработает. И это приведет к тому самому протестному голосованию и… скажем осторожно – не совсем к тем результатам голосования, которое спасло бы реноме уже не столько Аксенова, но и всей российской оккупационной власти во главе с Путиным.

... этот набор аргументов приводит к очевидной необходимости «снятия» Аксенова с должности и замены его «антикризисным менеджером».

И вот этот набор аргументов приводит к очевидной необходимости «снятия» Аксенова с должности и замены его «антикризисным менеджером», который сможет наладить как управление оккупированной территорией, так и правильно организовать выборы.

Архитектор у развалин?


Анатолий Сафронов
Фото: redsearch


Владимир Константинов
Фото: gazeta-chi

"...последние две недели в экспертных и журналистских кругах региона идет кулуарный поиск политологов и обозревателей с критическим, но аргументированным отношением к крымской «власти» и Аксенову как ее фронтмену."

На минувшей неделе снова активизировались слухи о том, кто же может заменить Аксенова на «должности». И если варианты относительно появления в этом контексте заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова встраивались скорее в геополитическую и оборонную логику и планы российского режима расширять военное присутствие в оккупированном Крыму, то фигура заместителя полномочного представителя Путина в Южном федеральном округе Анатолия Сафронова как «сменщика» Аксенова как раз и может выполнить необходимую и важную для Кремля техническую роль.

59-летний уроженец Оренбуржья Сафронов – генерал-майор, военную карьеру сделал в том числе в Афганистане и на двух «чеченских войнах». Как военный человек – он будет выполнять приказы из Москвы без обсуждения и четко соблюдая субординацию. Надо будет «зачистить» чиновников-взяточников или выявить «преступное сообщество» в коридорах власти по отмыванию денег – «зачистят» и выявят. В политическом смысле, учитывая все возрастающую «токсичность» Аксенова (при сохранении высокого рейтинга среди избирателей как телевизионного персонажа), Сафронову будет вполне комфортно оказаться не напрямую «избранным главой Крыма», а согласованным Путиным через «госсовет». А уж с контролем над «Единой Россией» он, имея инструкции из Москвы, разберется без проблем. Тем более, что «секретарь крымского отделения» данной партии – «глава Госсовета» Владимир Константинов – воли и слова из Москвы не ослушается ни при каких обстоятельствах.


Но просто убрать Аксенова нельзя. Необходимы либо очень веские обстоятельства криминального характера – по аналогии с бывшими руководителями Коми Гайзером, Сахалина Хорошавиным или сенатором Арашуковым, либо – некая внушительная сумма фактов и документов, которая заставит Аксенова согласиться на любое кадровое предложение из Москвы.

Вариант «вымогательства взятки» или «создания преступного сообщества» для Аксенова хоть и не является чем-то нехарактерным (причем, как в прошлом, так и в настоящем), но реализован быть не может. Ибо – «лидер крымской весны» в наручниках на экранах ТВ моментально и в глазах не только «мировой общественности», полностью уничтожит весь пропагандистский миф о «крымской весне», как о некоем «героическом и историческом действе». То есть – ну как «дорогие россияне» могут гордиться потенциальным вором, вымогателем и взяточником? А если он на самом деле такой (а при таком варианте пропагандистское росТВ моментально запустит кампанию «очернения»), то как же его поставили во главе «сакрального» Крыма? Так что – вот так убирать Аксенова из Крыма нельзя. А вот заставить его это сделать добровольно можно. Но для этого нужен несколько иной подход.


Согласно подтвержденной инсайдерской информации из Крыма, в последние две недели в экспертных и журналистских кругах региона идет кулуарный поиск политологов и обозревателей с критическим, но аргументированным отношением к крымской «власти» и Аксенову как ее фронтмену. Смысл этого поиска заключается в следующем: помощник Путина Владислав Сурков уполномочен создать некий независимый и непубличный аналитический центр, который и будет нарабатывать необходимую информацию. Она ляжет в основу то ли масштабного доклада, то ли некоего аналитического продукта, логическим выводом которого должен стать тезис о необходимости скорейшей отставки Аксенова с поста «главы Крыма». В противном случае, мол, результаты «крымской весны» имеют все шансы быть сведены на нет и регион может стать проблемой для Кремля.

Какой же в этой схеме кроется глубокий политический смысл? Дело в том, что в кулуарах Кремля Сурков называется реальным автором идеологического «мифа о Крыме» и разработчиком плана информационного прикрытия оккупации полуострова в виде операции «Крымская весна». Собственно, это название и до сих пор эксплуатируется российской пропагандой. Именно злой гений Суркова сделал в 2014-м все, чтобы сугубо внешне сделать реалии действий оккупации приближенными к атрибутам военно-спортивного праздника «Весна», описанного когда-то в фантастическом романе Василия Аксенова «Остров Крым» и также «прикрывавшего» реальную оккупацию. Аналогия фамилий писателя и лидера сепаратистов – лишнее подтверждение болезненных «игр разума» кремлевского политтехнолога, благодаря «крымской теме», кстати, значительно повысившего свое внутриаппаратное влияние в окружении Путина и отправленного далее упражняться в своих экспериментах, управляя террористическими сообществами «ДНР» и «ЛНР».

И вот сейчас – вполне предсказуемо, что именно Суркову, очевидно, предстоит выполнить роль «поставщика плохих новостей» для Аксенова. И именно по причине того, что Сурков стоял у истоков мифа и приложил немало сил к созданию образа лидера «крымской весны». А реалии не оправдали ожиданий (если они, конечно, вообще были) и «лидер» оказался обычным в общем-то деятелем из 90-х с понятным набором инстинктов и привычек. Как говорится, заварил – расхлебывай.

Кстати, с появлением за кулисами крымской политической сцены Суркова согласовывается и появление кандидатуры Сафронова. Ведь он служил в Чечне на обеих войнах, а Владислав Сурков (которого до 5-ти лет звали Асланбеком Дудаевым) является одной из фигур, которая непосредственно влияет на российскую политику в южном регионе страны и на Северном Кавказе. Не исключено, что и фигура Сафронова как потенциального сменщика Аксенова, могла быть заявлена или выдвинута с его стороны.

В общем, пока очевидным есть факт: Сергей Аксенов исчерпывает свой политический ресурс на посту оккупационного «главы Крыма». И вмешательство в его судьбу представителей высшего эшелона кремлевской администрации, таких как Сурков-Дудаев, говорит о том, что дальнейшие планы российской власти в отношении оккупированного региона остаются прежними: наращивание военного присутствия и недопущения какой-угодно неконтролируемой политической активности.

«Зачистить» всё

Дмитрий Саблин
Фото: Русская весна

«Десантирование» Саблина в Севастополь – это сигнал местной элите: Москва готова погасить конфликт Чалого и Овсянникова «силовым методом».


Павел Бурлаков
Фото: Центр журналистских расследований

"...ради победы они будут готовы «зачистить все и всех»".

Отдельно от крымской, закручивается своя предвыборная интрига в соседнем Севастополе. 28 января исполняющим обязанности секретаря «городской организации партии «Единая Россия»» стал депутат Госдумы РФ, глава «Патриотической платформы» партии Дмитрий Саблин. Поначалу в декабре 2018-го он был назначен просто куратором парализованного внутренним конфликтом отделения.

Надо сказать, что такое назначение, более того, публичное участие в нем секретаря Генсовета партии (по факту – главы всей номенклатуры «партии власти») Андрея Турчака, является признанием наличия глубокого конфликта со стороны руководства партии. Собственно, о нем мы уже писали: участниками его являются с 2014 года сторонники «народного мэра», а ныне «депутата заксобрания» Алексея Чалого и «губернаторов» города – назначенного Сергея Меняйло и «избранного» Дмитрия Овсянникова.

Фигура самого Саблина крайне занятна. Он – выходец из армейских кругов, однако, ни одного дня не провел ни в одной зоне боевых действий. Вместо этого он успешно агрегировал бизнес-усилия других участников войн в Афганистане и Чечне и создал во второй половине 90-х конгломерат предприятий «Группа Р». Благодетелем Саблина был генерал-афганец Борис Громов, который сделал его своим первым замом в организации ветеранов Афганистана и других локальных конфликтов «Боевое братство», став губернатором Московской области в 2000-м – своим советником, а с 2003-го – бессменным депутатом Госдумы РФ, с перерывом на сенаторство в 2013-2016 годах. В 2015-м, в связи с общей истерией российской власти относительно развязанной войны в Украине, Саблин выступил одним из соучредителей движения «Антимайдан», которое, впрочем, ничем, кроме нескольких крикливых акций в Москве не запомнилось. Но в иерархии «Единой России» Саблин стоит достаточно высоко и, без преувеличения, является главой наиболее реакционной части российского политического истеблишмента.

«Десантирование» Саблина в Севастополь – это сигнал местной элите: Москва готова погасить конфликт Чалого и Овсянникова «силовым методом». Внешне все будет выглядеть как «не хочешь быть в единой команде – будь свободен и иди на все четыре стороны». Конечно, такое решение московской верхушки «ЕР» - это удар, в первую очередь, по амбициям Чалого. Вся его публичная риторика пронизана пропагандистскими мифами о «сакральности» Севастополя и его «особых традициях», о их непонимании «приезжими». Однако, совершенно очевидно, что именно на этом поле Саблин может дать фору Чалому. Тем более, что отношения с севастопольской элитой у Саблина сложились еще до аннексии: «Боевое братство» выступало партнером мотоклуба «Ночные волки» Александра Залдостанова по организации байк-шоу на горе Гасфорта несколько лет подряд, да и глава Севастопольской горадминистрации в 2006-2010 годах Сергей Куницын был членом «Боевого братства» до 2014 года. Есть у Саблина и бизнес на вверенной территории – отели в Севастополе и Балаклаве.

Однако, за назначением Саблина стоит не только желание «навести порядок» в партии перед выборами. Циркулируют вполне четкие слухи о его желании стать «губернатором Севастополя». И в данном контексте ключевой становится проблема трудоустройства Дмитрия Овсянникова. Собственно, для последнего ситуация будущего противостояния Саблина и Чалого на руку – о нем на время забудут, да и как публичный политик он явно чувствует себя «не в своей тарелке» (достаточно отметить, что в ту самую «Единую Россию» он вступил только в декабре 2017-го, уже став «губернатором»).

Но освободить место для Саблина можно только уйдя добровольно в отставку. И в отличие от случая Аксенова, нельзя сказать, что в глазах кремлевских политтехнологов Овсянников выглядит неудачником или не оправдавшим доверия. Просто он оказался выдвиженцем определенной «башни Кремля» - которую называют «либеральной», однако название это в данном случае – исключительно формальность. Так вот, вектор политического развития – сменился. И «либерал»-менеджер Овсянников теряет актуальность. А значит – вполне вероятным видится его повышение в Москву – хотя бы на тоже место замминистра промышленности и торговли, а может – и куда выше.

Одновременно с назначением Саблина произошла и «утечка» и относительно «теневого» главы штаба «ЕР» на «выборах» в Севастополе. Им якобы станет бывший первый-вице-премьер крымского Совмина в 2010-2014 годах Павел Бурлаков, уже руководивший избирательной кампанией Партии регионов в Крыму в 2012 году. Такой выбор напрямую связан с происхождением Саблина – он родом с Донбасса, из города Мариуполя. Саблин активно помогал малой родине до 2014 года, откуда, ясное дело, и завязались у него тесные отношения с представителями «донецкой элиты», в которую входил тогда и Бурлаков. Собственно, такой тандем на «выборах» в Севастополе в сентябре 2019-го свидетельствует об одном: ради победы они будут готовы зачистить всё и всех. Каждый по своим причинам – политическим и материальным.