Унылое голосование. Как местные «выборы» в Крыму изменят политический ландшафт

Публікації
Микола Карпенкодля QHA media
16 Вересня 2019, 09:54
Микола Карпенкодля QHA media
16 Вересня 2019, 09:54
Микола Карпенкодля QHA media

…Согласно данным сайта «избирательной комиссии республики Крым» на одномандатном избирательном округе № 7 «по выборам депутатов городского совета Армянска» победу одержал выдвиженец от КПРФ, который обошел кандидата от «Единой России». Даже эта обезличенная формулировка позволяет назвать такой исход голосования нетипичным для оккупированного региона. Красок добавляют нюансы: победителя зовут Дуглас Ханса, он – уроженец Республики Нигерия, получил образование врача-хирурга в Краснодаре в 2013 году, где официально и проживает. А вот работает Ханса в центральной городской больнице Армянска. Эта история самая неординарная в общей картине итогов «единого дня голосования» в Крыму.     

«Выборы» 8 сентября, которые Верховная Рада осудила как очередное нарушение международного права со стороны России, крымский политический ландшафт заметно не изменили. Более того, уже есть предпосылки говорить о том, что Кремль выбрал очень консервативный сценарий развития политической ситуации в регионе. Кто же будет публичным проводником этой политики оккупационных властей? И насколько «депутаты госсовета второго созыва» в принципе смогут влиять на принятие сколь-нибудь важных решений? 

В партии власти – не без потерь и смены акцентов


О том, как был сформирован «список партии «Единая Россия»» (ЕР) на этих выборах мы уже подробно писали ранее. Собственно, главным лейтмотивом этого процесса было желание «главы Крыма» Сергея Аксенова кардинально изменить персональный состав «депутатов», заменив их даже не из принципов симпатий-антипатий, а просто – чтобы в кресла попали абсолютно случайные люди без политического опыта, амбиций и инициативы. Но – исключительно подконтрольные и лояльные лично Аксенову.

Однако, этому плану сбыться было не суждено.

Владимир Константинов и Сергей Аксенов

Как список, так и штаб был намертво закреплен за группой «главы госсовета» Владимира Константинова. И она сумела создать как список, так и группу мажоритарных кандидатов, которые более соответствовали политическим предпочтениям «спикера» нежели «главы» региона. Фактически официально кампанию вел именно Константинов с группой поддержки, объезжая один район Крыма за другим. Аксенов же предпочел строить из себя «строгого начальника» и «друга народа» и не слезал с экранов ТВ, проводя разгромные многочасовые совещания в разных городах региона.

В итоге – ЕР получила 54, 71 % голосов, провела 35 человек по «списку» и получила все 25 мажоритарных округов. 

Кого привели за собой Аксенов и Константинов? Собственно, начать следует с избранников, роль которых можно определить, как декоративную. К таковым относятся: Сергей Цеков (№ 3), которого уже прочат в «сенаторы от Крыма по квоте госсовета» и Лариса Георгиади (№ 4), которая олицетворяла в списке педагогическую среду. К этой же группе фасадных и сугубо формальных депутатов для статуса можно отнести таких участников первой десятки списка как: Наталья Яцышина (№ 5) -  представляла молодежь и студенчество, Валерий Хаситошвили (№ 6) – аграриев, Александр Шувалов (№ 7) – афганцев. Несмотря на высокие номерные позиции назвать хоть кого-то из вышеназванных серьезными политическими фигурами будет явным преувеличением. Так что, их депутатство – это просто реализация лозунга «Народ и партия едины» - пусть хотя бы в таком утрированном виде. Кстати, такие «депутаты» есть и дальше: это и Армен Мартоян по прозвищу Самвел (№ 11) как выдвиженец «самообороны», и Петр Калын (№ 12), опять-таки – умудренный хозяйственник, Валерий Аксенов (№ 13) – просто отец Аксенова-«главы». Толку от таких «депутатов» немного, но и проблем или неожиданностей от них не предвидится.

Также в списке избранных от ЕР наглядно просматривается наличие групп ближайшего окружения обоих руководителей оккупационной администрации. Близкими к Аксенову стоит назвать: Сергея Бородкина (№ 15), Владимира Бобкова (№ 16), Николая Высоцкого (№ 17), Евгению Добрыню (№ 19), Ольгу Виноградову (№ 21), Людмилу Ермакову (№ 25). К окружению же Константинова относятся: Ефим Фикс («глава штаба», № 10), Оксана Сергиенко (№ 14), Владимир Ясинский (№ 18), Иван Манучаров (№ 20), Николай Янаки (№ 22), Игорь Аржанцев (№ 29), Евгений Михайлов (№ 33), Петр Зайцев (№ 34).

Если где и произошло хоть какое-то обновление фигур «депутатов» так это на одномандатных округах. Конечно, большинство – продлевает свою каденцию: это и Леонид Бабашов, и Михаил Безнос, и Игорь Буданов, и Юрий Ветоха, и Сергей Додонов, и Валерий Коваленко, и Василий Рогатин, и Алексей Черняк, и Иван Шонус, большинство – люди Константинова. Первый раз в зал заседаний на Карла Маркса, 18 зайдут аграрий из Симферопольского района Дионис Алексанов, руководитель предприятия фаст-фуда из Керчи Владимир Батуренко, временно безработная секретарь «Симферопольского городского отделения «Единой России»» Оксана Доброрез, директор школы № 13 Симферополя Ирина Рулла. Эту группу снова-таки сложно охарактеризовать как людей с самостоятельной политической позицией, кроме г-жи Руллы, давно лично близкой Аксенову, все остальные – креатуры Константинова. Самостоятельными в экономическом смысле можно считать из новоизбранных разве что главу АО «Шархинский карьер» под Алуштой Александра Гончарова (квота Константинова) и директора «Издательства и типографии «Таврида»» Георгия Шаповалова (креатура «вице-премьера» Дмитрия Полонского, а значит – квота Аксенова), а также – коммерческого директора ООО «МеталлГрупп» из Армянска Виталия Шатунова, появление которого следует отнести к компромиссу между крымской «властью» и бенефициарами крупных химических предприятий на севере Крыма, де-факто – группой украинской олигарха Дмитрия Фирташа. Однако, даже наличие значительного финансового ресурса (а он есть и у многих списочников) не дает гарантий политической самостоятельности в российской политической реальности. Так что – 60 единороссов в «госсовете» Крыма – это вполне управляемая масса.

Можно однозначно констатировать: никакого существенного изменения депутатского корпуса от ЕР не случилось. «Штабу» во главе с Константиновым и Фиксом удалось осуществить достаточно тонкую стратегию: некоторых действующих «депутатов», более ожидавшихся на мажоритарке (Хаситошвили, Калын, Аксенов-старший) – отправили в список, а на округа выставили несколько достаточно слабых фигур (Анна Рубель, Галина Герасимова, Рэм Кисилев, Сергей Трофимов, Ирина Рулла), которые должны были избраться за счет инерции партийного бренда, что и случилось. Этим шагом Константинов смог оставить в списке место для некоторых людей, которые в принципе не хотели избираться на округе – Янаки, Игорь Полищук (№ 26), Александр Файнгольд (№ 31) и другие, но которые свой «взнос» в партийную кассу принесли.

Куда более занятно выглядит, при этом список тех, кто мандаты пока не получил. Это и «директор «Крымгазсетей»» Сергей Тарасов (№ 37), и «экс-министр внутренних дел Крыма» Сергей Абисов (№ 40), и активисты Русской общины Крыма Наталья Лантух (№ 42) и Анатолий Жилин (№ 59) (что свидетельствует об однозначном снижении влияния Сергея Цекова на крымскую политику в целом), и глава «Молодой гвардии «Единой России»» Владислав Ганжара (№ 44), и одна из фавориток Константинова Ольга Сульникова (№ 45). Все эти фигуры, очевидно, были случайными в 2014 году, а теперь – вполне осознанно отправлены в «отбой», как не справившиеся с возложенными заданиями (особенно это касается Ганжары и Сульниковой). Конечно, список еще подтянется на некоторое количество фамилий, однако, далеко не факт, что «министров» будет черпать в новый «совмин» из «госсовета» - так что ожидание «мандатов» может и затянуться. Не иначе как сменой поколений можно объяснить и низкие позиции уже экс-«депутатов», миллионера Фрунзе Мардояна (№ 61) и Владимира Клычникова (№ 65) – депутатство им «не светит» вообще. Для первого это просто выход на пенсию, для второго – конец политической карьеры.

Оппозиция: лица стерты, краски тусклы 


Однако, целых пятнадцать мандатов достались ЛДПР (10) и КПРФ (5). И это можно считать некоторым успехом системной оппозиции. Но – как мы уже писали, ни список ЛДПР, ни список КПРФ не содержит собственно серьезных политических фигур, которые могли бы каким-то образом изменить повестку дня в «госсовете» и, хотя бы внешне, создать иллюзию политического процесса и наличия декоративной оппозиции.

Из десяти будущих «депутатов» от ЛДПР как публичная фигура выделяется только предприниматель Виктор Жиленко (№ 9), которого можно назвать действительно заметным организатором туристической сферы. Остальные – либо – уже действующие «депутаты» Светлана Шабельникова, Николай Волков и Юрий Юрьев, либо – «депутаты» городского уровня без политической биографии вообще. Никаких сюрпризов от этой фракции ждать не имеет смысла: высокий результат ЛДПР обеспечен договоренностями Аксенова с куратором крымского отделения «жириновцев» Павлом Шперовым по принципу «мандаты в обмен на лояльность», и конечно, благословлен и Владимиром Жириновским, и администрацией президента РФ.

С КПРФ все также просто: «зюгановцам» важен сам факт попадания в «госсовет». Состав же депутатов – вызывает скорее скуку. Первый секретарь Крымского рескома КПРФ Сергей Богатыренко (№ 1), конечно, может попробовать себя в роли публичного политика, однако, ему надо в прямом смысле этого слова – «учиться, учиться и еще раз учиться». Ставшие «депутатами» Владимир Демченко и Олег Дрягин (№№ 2 и 3) – пришли в политику для отстаивания своих бизнес-интересов, глава крымского комсомола Илья Донченко (№ 4) явно совершает очень сильный «прыжок» в своей карьере, но опыта маловато, а харизмы пока не хватает. Опытный же экс-министр образования и науки АРК, секретарь комитета КПРФ Валерий Лавров (№ 5) «депутатство» будет воспринимать как заслуженную пенсию; кроме того теоретически ему может «светить» пост главы «комитета по науке образованию, молодежи и спорту», если раздел должностей будет коалиционным.

Что до самого раздела портфелей, то очень теоретически можно предположить, что партия большинства символически «нарежет» ЛДПР и КПРФ по одной-две должности. Кстати, в этом смысле ЛДПР даже может получить кресло одного из «вице-спикеров», которое скорее всего может занять бывший подчиненный Аксенова «депутат» Николай Волков. «Жириновцам» же могут предложить должность в комитете, ведающем предпринимательством (для Шабельниковой или того же Жиленко). У коммунистов же кроме Лаврова подходящих кадров на руководящие должности пока что просто не просматривается.

Что ж, такой «госсовет» - это плод взаимовыгодного «договорняка», на который пошли все три прошедшие в него партии еще перед началом избирательной кампании. Ожидать, что в нем будут бурлить страсти и противоречия, а оппозиция станет реальной оппонирующей властью силой – напрасно. Точнее: изменение политической атмосферы в Крыму возможно только в случае ее значительного изменения вокруг Крыма извне, в результате как внутрироссийских, так и международных процессов. А вот эти факторы могут измениться очень быстро и в очень неожиданном ракурсе.